Учимся работать с информацией

Понятие об информации и ее роли в обществе 
– А, по-моему, все очень просто, – продолжал сын. 
– Каждая буква, каждое слово, даже вещь, даже ветер 
или солнце несут свою информацию. 
Ты, например, читаешь газету и узнаешь новости. 
Я решаю задачу, применяю формулы и нахожу ответ. 
Где-то в море капитан ведет корабль и смотрит, 
какие волны, какой ветер. Все мы делаем одно и то же: 
берем какую-то информацию и работаем. 
Евгений Велтистов «Приключения Электроника» 

Окружающий человека мир состоит из тел живой и неживой природы. Некоторые из них вам хорошо известны (вода, яблоко, Луна, собака, обезьяна и т.д.), но еще многие из них вы будете познавать на протяжении всей своей жизни. В окружающем мире постоянно происходят изменения, которые называют явлениями.
Например, хорошо известны природные явления: дождь, снег, смена поры года. Бывают физические явления (изменения положения и формы тела), химические (изменение состава вещества), биологические (изменения животного и растительного мира) и другие.



Все тела живой и неживой природы, явления окружающего мира удобнее рассматривать в виде объектов. Дерево представляется нам именно деревом, а не массой атомов. Можно затем начать выделять в нем корни, ветви, листья и т.д., но и они будут существовать в восприятии чело-века как объекты.
Объект – часть окружающего мира, которая рассматривается как единое целое. На объект направлена какая-либо деятельность человека, его мысль, чувство и т.д. Каждый объект имеет определенные свойства, с помощью которых его можно характеризовать, описать.
Например, для описания объекта «сосна» можно использовать такие свойства как «дерево, зеленое, с иголками». Однако такое описание подходит и для ели. Поэтому для более точной характеристики объекта перечисляют как можно больше важных его свойств. Если, например, добавить еще одно свойство – «имеет длинные иголки», то это уже будет больше похоже на сосну.

Объект также характеризуется действиями, которые можно над ним выполнить или выполняет сам объект. Например, над объектом «сосна» человек может выполнить следующие действия: сажать, поливать. Сосна может выполнить действия: расти, цвести, гнуться (от ветра). Ежедневно человек познает окружающий мир. Он знакомится с новыми объектами, узнает новые свойства уже известных ему объектов. При этом говорят, что человек получает информацию.

А что вы понимаете под информацией? А теперь подумайте, почему явление одно, а называют его разными словами?
Ответ: Потому, что до сих пор не могут определить, что же такое информация.

Информация – сведения об объектах окружающего мира. (От латинского information – разъяснение, изложение, сведения)
Информация окружает нас со всех сторон: дома, на улице, в школе, магазине, библиотеке, на природе и т.д. В окружающем человека мире постоянно происходит обмен информацией в животном и растительном мире. С момента зарождения жизни на Земле идет передача определенных свойств от клетки к клетке, от организма к организму. Обмен информацией может также происходить между объектами живой и неживой природы. Например, обмен между человеком и техническим устройством – человек набирает номер на панели телефона. Передача сигналов может осуществляться и между техническими устройствами (набранный номер телефона передается на телефонную станцию).
Информация сама является объектом и характеризуется определенными свойствами и действиями, которые над ней совершаются.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице 22 °С» несет объективную информацию (если термометр исправен), а сообщение «На улице тепло» отражает чье-то мнение.
Актуальность (своевременность) информации предполагает ее важность для настоящего времени. Например, сообщение «Сейчас на улице идет дождь» актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который остается дома. Часто вовремя полученная информация может принести необходимую пользу (предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях).
Информация является понятной, если выражена на языке, доступном для получателя. Например, нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А для ученика, не знакомого с нотной грамотой, эта информация будет просто непонятна.
Над информацией могут быть выполнены такие действия, как сохранить, обработать, передать, искать и другие. Например, учитель задал учащимся задание на дом: «Подобрать информацию о 2-3 животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Рассказать за 3-5 минут о выбранных животных». Выполнение задания учащийся начнет с поиска в библиотеке или Интернете подходящей литературы. Затем, прочитав несколько статей, выберет понравившуюся информацию (обработает информацию) и сделает краткие записи на листе бумаги (сохранит информацию). На следующем уроке он расскажет учащимся подобранный материал (передаст информацию). Другие учащиеся, в свою очередь, расскажут отобранные ими сведения. Таким образом, произойдет обмен информацией. Понятие информации всегда предполагает наличие источника и получателя (приемника). Приемник – объект, который получает информацию. Источник – объект, который передает информацию.

С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации.
Носитель информации – объект, используемый для хранения и передачи информации. Постоянное накопление большого количества сведений, необходимость их использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитию новых носителей информации. Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знаниях в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передавалась и устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактные носители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатания открыло новую эпоху в хранении и распространении информации. Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлению таких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения, компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. В памяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.



С помощью каких органов чувств человек получает информацию?
Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). В зависимости от способов восприятия человеком (записать в тетрадь) информации различают следующие ее виды.
Зрительная (визуальная) информация – информация, воспринимаемая органами зрения (глазами), т.е. то, что можно «увидеть». Благодаря зрению организм получает информацию о величине, форме, цвете, изменении положения и других свойствах и действиях объектов окружающего мира. Этот вид информации человек получает из текстов книг, рисунков и фотографий, географических карт, кинофильмов и т.п.
Звуковая информация – информация, воспринимаемая органами слуха (ушами), т.е. то, что можно «услышать». Такой информацией является человеческая речь, музыка, различные сигналы и шумы (например, звонок телефона, сигнал тревоги, шум движущегося автомобиля).
Информация о запахах – информация, воспринимаемая органами обоняния (расположены в носовой полости), т.е. то, что можно «понюхать». С помощью этих органов человек реагируют на летучие молекулы вещества и воспринимает информацию о запахах. Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, и далеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники, например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список, вычислили количество этих элементов. Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси, которая издавала резкий запах резины. Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможет различить. Рекламное изображение, сопровождаемое определенным ароматом, будет иметь заметно большую эффективность воздействия, чем тоже изображение, но без этого аромата.
Вкусовая информация – информация, воспринимаемая органами вкуса (расположены в полости рта), т.е. то, что можно «попробовать». Считается, что человек воспринимает всего четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Все остальные вкусы получаются комбинацией этих четырех. Чувствительность языка неодинакова к «разным вкусам». На первом месте чаще всего стоят вещества горькие. Это именно тот случай, когда ложка дегтя портит бочку меда. Действительно, вкус таких горьких веществ, как хинин и стрихнин, отчетливо воспринимается при разведении 1:100 000 и более (это примерно чайная ложка вещества, разведенная в 500 килограммах воды!). Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чем воспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысяч раз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.
Тактильная информация – информация, воспринимаемая органами осязания (расположены в коже, мышцах, сухожилиях, слизистых оболочках губ, языка и т.д.), т.е. то, что можно «потрогать». С помощью осязания человек получает информацию о форме и размере объекта, свойствах его поверхности (гладкая, ребристая, шершавая и т.п.), температуре, влажности, положении и перемещении объекта в пространстве и т.п. Для получения более точной информации об объектах окружающего мира человек использует различные приборы. Например, для измерения температуры объекта используется термометр, размеров объекта – линейка. Для измерения освещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр. Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении при возникновении пожара.



Полученную информацию человек может представить различными способами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощью мимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радио и телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми и передачи ее из поколения в поколение. В зависимости от формы представления (записать в тетрадь) информации различают следующие ее виды.
Текстовая информация – информация, представленная в форме записи последовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитов различных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций, символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальных произведений, символы знаков зодиака и т.п.
Графическая информация – информация, представленная в форме изображения (например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).
Звуковая информация – информация, представленная в форме звука (например, устные сообщения, музыкальные произведения, информационные сигналы и т.д.).
Видеоинформация – информация, представленная в форме изменяющегося изображения (например, кинофильмы, мультфильмы).
Очень часто используются комбинированные формы представления информации, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмы имеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи и т.п.



А теперь попробуй ответить на вопросы:
1. Для чего используется носитель информации? Приведи примеры носителя информации.
2. Перечисли органы чувств, с помощью которых человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира.
3. Назови свойства объекта «ромашка», которые можно:
а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г) попробовать; д) потрогать.
4. Перечисли способы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.
5. Приведи примеры текстовой, графической, звуковой, комбинированное форм представления информации. Обоснуй свой ответ.

Пройди тест:



(На странице использовались рисунки из Интернета)